- Нет, я ими наслаждаюсь!
Дорогие друзья! В связи с огромной популярностью статьи Шахматы для извращенцев я продолжаю серию.
Сегодня извращения обретут невиданный доселе размах и глубину, потому что в шахматы добавится третье измерение. Человечество изобрело уже несколько сотен вариантов таких шахмат и продолжает изобретать.
Трехмерная доска
Начнем с простого. Это обычная доска, в которой поля ради прикола подняты на разную высоту. В остальном - шахматы как шахматы, но непосвященным можете говорить, что это невероятно сложная игра для гениев.
Она правда сложная. Наши мозги с большим трудом воспринимают эту конструкцию, потому что привыкли "привязывать" шахматы к плоскому полю.
Шахматы из Стар Трека
Создатели сериала не заморачивались придумыванием правил. Они просто хотели показать настольную игру, которая выглядела бы футуристично. Правда, техническая реализация подкачала - конструкция держалась настолько фигово, что в двух соседних сценах в рамках одной партии взаимное положение досок могло измениться.
По задумке авторов сериала трехмерные шахматы должны были символизировать расширение границ человеческого сознания, обусловленное покорением космоса. Но настоящее расширение границ сознания показали фанаты, когда написали правила трехмерных шахмат. Получилось настолько круто, что это включили в официальный сборник материалов по этой вселенной.
Ходы делаются как обычно с добавлением нескольких правил:
• Фигуры могут перемещаться между уровнями
• Фигуры должны перемещаться так, чтобы при взгляде на доски сверху (в двумерной проекции) они ходили по правилам обычных шахмат
• При выполнении некоторых условий можно вместо хода фигурой изменить положение одной из маленьких досок
А еще можно поиграть в это с компьютером, игра называется
Dragonchess
Гэри Гигакс, создатель игры Dungeons and Dragons, придумал трехмерные шахматы в фентези-антураже. Битва происходит на трех досках, расположенных одна над другой и символизирующих землю, воздух и подземный мир.
Вместо обычных фигур у нас фантастические существа. В небе - сильфы, грифоны и драконы. В подземном мире - василиски, элементали и дварфы. На средней доске - более-менее нормальные армии.
У каждой фигуры свои правила перемещения, в основном взятые из классических шахмат. Часть фигур может перемещаться между досками - например, маг может взлететь. А василиск не может выползти на поверхность, но может заморозить фигуру, стоящую над ним на средней доске.
Как и в Dungeons and Dragons, многие игроки считают, что баланс этих шахмат можно улучшить при помощи хоумрулов. Чаще всего достается драконам, которых Гигакс сделал слишком сильными. Впрочем, кому как ни ему лучше всех нас знать, что такое настоящий дракон!
Raumschach
Это один из старейших вариантов трехмерных шахмат, изобретенный в 1907 году. Их автор сначала экспериментировал с полем 8х8х8, но у него все время получалась какая-то фигня. Играбельный вариант получился с кубом 5х5х5.
Почти все фигуры взяты из классических шахмат и ходят так же, но автор не удержался и таки добавил одну новую - единорога, который ходит на одну клетку по трехмерной диагонали.
Четырехмерные шахматы
Здесь не будет картинок. Ну как я вам нарисую четырехмерный куб, а?
Хотя ладно, чего уж там - вот он. Только это вам никак не поможет представить четырехмерные шахматы.
Тем не менее, кто-то их представить смог. Игра использует куб 4х4х4х4, то есть всего в ней 256 клеток. Правила отличаются от классических в основном тем, что запрещено движение по некоторым диагоналям. Впрочем, это общая проблема для трехмерных игр - ходы по трехмерным диагоналям часто позволяют построить очевидную выигрышную стратегию.
Но нам, извращенцам, не привыкать. Если уж люди смогли придумать трехмерные шахматы, то почему бы не придумать дополнительно к ним исключения из правил. Так даже интереснее.
Другие варианты
Я бы написала и про остальные сто вариантов тоже, но опасаюсь за психическое здоровье читателей. Мозг нормальной человеческой особи может выйти из строя, получив такое количество абстрактной информации.
Если вы считаете, что ваш мозг с этим справится, можете осторожно заглянуть